Смысл – это предлагаемый самой жизнью ответ на неизбежный вопрос: зачем
жить? Человек не хочет "пускаться в жизнь" в бездумной и слепой
пассивности. Он хочет понимать и чувствовать, зачем он здесь, ради чего
он должен что-то делать. Он хочет проживать свою жизнь сообразно миру,
который его окружает. Он хочет быть там, где ощутима ценность жизни,
рядом со всем, что в мире интересно, прекрасно и важно.

Альфрид Лэнгле

Альфрид Лэнгле
Psychologies: Экзистенциальный анализ исследует самую суть человеческой личности, подлинно человеческое. Почему вы настаиваете на том, что дефицит смысла — одна из главных проблем наших современников?
Альфрид Лэнгле:
Виктор Франкл, выдающийся психолог, создатель логотерапии и мой учитель, в 1920-х годах первым поставил проблему смысла. Австрия переживала тогда период жесточайшей безработицы, люди голодали. Франкл был в ту пору молодым психиатром и обратил внимание на то, что многие безработные страдали именно от утраты смысла. Они считали свою жизнь бессмысленной, поскольку из-за потери работы не могли быть полезны своим семьям и даже становились обузой для близких.
Виктор Франкл, выдающийся психолог, создатель логотерапии и мой учитель, в 1920-х годах первым поставил проблему смысла. Австрия переживала тогда период жесточайшей безработицы, люди голодали. Франкл был в ту пору молодым психиатром и обратил внимание на то, что многие безработные страдали именно от утраты смысла. Они считали свою жизнь бессмысленной, поскольку из-за потери работы не могли быть полезны своим семьям и даже становились обузой для близких.
Именно тогда Виктор Франкл понял, что смысл и
ценность человеческой жизни в сознании людей слишком жестко связаны с
пользой: лишившись возможности быть полезными, мы проваливаемся в
бессмысленность существования. Это можно назвать утилитаристским
восприятием: смысл имеет только то, что полезно и приносит успех.
Боюсь, за последние 90 лет ничего, по сути, не
изменилось. Было и второе обстоятельство, с которым столкнулся Франкл:
люди становились менее религиозными, увеличивалось число тех, кто не
принадлежал ни к какой конфессии, отсюда возникал дефицит ориентиров. Люди
стали меньше понимать, для чего им в принципе проживать свою жизнь.
- Человек больше не был нацелен на трансцендентность, на выход за рамки собственного бытия через служение Богу. Напротив, он был безжалостно предоставлен самому себе и вынужден искать новые ориентиры. И этот аспект, мне кажется, сегодня тоже актуален. Снижение роли религии во многих странах ведет к утрате представлений о смысле бытия.
Но сегодня перед
нами открывается множество абсолютно новых возможностей. Разве это не
влияет на насыщенность и осмысленность нашей жизни?
Вы правы, влияет. У
нас действительно гораздо больше возможностей самим формировать
собственную жизнь. Свободный рынок, например, дает нам возможности, о
которых не могли мечтать даже наши родители, что уж говорить о дедах.
Жизнь предлагает удивительное множество разных видов деятельности и
способов получения удовольствия.

Но полагать, что потребление способно заменить
смысл, — большая ошибка.
Скорее это попытка удовлетворить голод в
отношении смысла эрзацами полноценной пищи. В ситуации, когда постоянно
растет число возможностей и соблазнов, проблема смысла только
обостряется, хотя и недостаточно осознается, и нужно быть очень сильной и
очень ясно мыслящей личностью, чтобы сохранить аутентичные жизненные
установки.
http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/alfrid-lengle-ponyat-chego-jdet-ot-menya-jizn/